Другое и интересное

О фильме «Человек в коротких штанишках»

Сотни километров исколесил Сальваторе, всю Италию пересек, от крайнего юга до севера. В минуты малодушия ему хотелось вернуться в Сицилию, но он упрямо двигался к цели. Прячась от полицейских, порой голодая, шел и ехал без гроша в кармане. Заработать на жизнь? Слабая надежда. Дело в том, что герой фильма — ребенок.

Правда, ему уже знакомо ремесло плотника, только уж очень узкой специальности: его обучили делать гробы. Какая же цель долгого изнурительного путешествия? Убежав из приюта, он ищет мать, которую никогда не видел. Герой настолько мал, что носит еще короткие штанишки. Но он — настоящий, большой человек: его возвеличивает благородная сила сыновней любви.

В этом утверждении — пафос картины, стоящей на уровне лучших произведений итальянского киноискусства. Главную роль исполняет Эдуардо Невола. Он знаком нам по фильму «Машинист», это одаренный мальчик о котором подробнее узнать больше можно по ссылке http://loungecinema.com/614-Ne-zabyd-stanciya-Lygovaya-1966. Но вряд ли у кого повернется язык сказать, будто именно он и создал образ Человека в коротких штанишках. Даже говоря об удаче зрелого артиста (каким бы талантливым он ни был), нельзя не упомянуть режиссера.

А при оценке детского образа, вероятно, справедливее лишь упомянуть юного исполнителя, говорить же надо прежде всего о режиссерской удаче. Иногда Эдуардо получал от режиссера совсем легкие задачи: «почини весло», «догони автобус», «повесь афишу»! Не требуется, видимо, особой хитрости, чтобы заставить ребенка ласково разговаривать с лошадью, писать письма за неграмотных влюбленных, азартно играть в карты со взрослыми или, выкладывая камни на шоссе, останавливать попутную автомашину.

Своими простыми, забавными поступками Сальваторе интересует, но еще не поражает. Такое встречалось в детских фильмах частенько. Столь же часто их авторы, однако, на этом и останавливались, не умея глубоко заглянуть в душу маленького героя. Богатства души Сальваторе доступны всем.

И заливается ли он заразительным смехом, когда его собеседнику угодил в голову шальной мяч, горько плачет ли, незаслуженно обиженный, или хмурится от тяжелых, недетских раздумий, — а любом проявлении ярко эмоциональной натуры мальчика видна заслуга Глауко Пеллегрини, постановщика фильма. Кроме легких, были задачи трудные, труднейшие и даже явно непосильные для исполнителя, но режиссер какими-то магическими средствами превращал их в заманчивые и добился, что Эдуардо увлекся актерской игрой так, как увлекаются участники детских игр.

Пеллегрини (вместе с соавторами по сценарию Лианой Ферри и Уго Пирри) сводит героя со многими людьми. Что ни встреча, то новелла — чаще грустная, иногда комическая, и каждая, словно предметный урок; мальчик познает мир с его старыми, но еще живучими несуразностями. Вот молодая Стелла. Она любит бедняка, а мать прочит ей в мужья ненавистного дряхлого богача…

Синьор Нандо мечтает жить честно, но это невыгодно, и он втягивается в уголовные авантюры… Быт семьи Эспозито исковеркан сварливым характером супругов… Красавец Рим, «вечный город», и тот повернулся к Сальваторе изнанкой — «черным рынком», скопищем спекулянтов и жуликов «Не знаю, — удивляется мальчик, — с тех пор как я в Риме, мне все время хочется воровать»…

Но авторы не потеряли чувства меры и почти убереглись от большой опасности. Издавна кочуют в искусстве сиротки и подкидыши — гарантированный способ исторгнуть из читателей и зрителей не очень горючие слезы. А Сальваторе беспомощен, трогателен, но не жалок, ибо, вопреки традициям, не становится жертвой злодеев.

Ему неизменно попадаются люди отзывчивые, участливые — они показаны тепло. Только двое поступили с ним вероломно: базарный вор и сестра Стеллы-фискалка. А мать? Она появляется лишь в финале, и здесь вдруг неузнаваемо меняется манера повествования: приемы чувствительной мелодрамы, которых избегали авторы, теперь торжествуют победу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *