Другое и интересное

О фильме «Мамлюк»

Этот исторический фильм повествует о событиях полуторавековой давности, происходивших в Грузии и Египте. В ту пору разграбленная и обессиленная Грузия подвергалась жестокому гнету иноземных захватчиков. В местностях, управляемых турецкими пашами, население обязано было ежегодно сдавать властям определенное количество здоровых, крепких мальчиков и девочек.

Первые шли на пополнение янычар — отборного войска султанов, вторые отдавались в гаремы. Процветала торговля рабами. Возникла даже особая «профессия» разбойников, похищавших у крестьян детей и продававших их работорговцам. Дети с Кавказа особенно ценились на невольничьем рынке в Стамбуле. Мальчиков покупали властители Египта, воспитывавшие из них правоверных мусульман — мамлюков.

Входя в состав египетской армии, фанатичные мамлюки наводили страх на коренное трудовое население страны и на внешних врагов. Торговля людьми продолжалась до XIX века — с этим злом было покончено после присоединения Грузии к России. Фильм «Мамлюк» о котором узнать больше можно тут http://loungecinema.com/1657-Kvartira-143-2011.html воскрешает драматическую страницу истории Грузии. В центре повествования — судьба двух грузин — Хвичи И Гочи.

Они были еще мальчиками, неразлучными друзьями, когда их похитили из родного аула и продали в рабство. Надолго развела судьба Хвичу и Гочу. Один из них стал мамлюком в Египте, другой — офицером венецианской гвардии Наполеона. Тридцать лет они были в разлуке, а встретившись, не узнали друг друга.

Это была роковая встреча. На поле боя мамлюк Махмуд зарубил врага. И когда тот, обливаясь кровью, замертво упал с коня, мамлюк узнал того, кто носил форму гвардейца-сотника. В какое-то мгновение пронеслись перед мысленным взором Махмуда картины далекого прошлого и товарищ его детских игр…

Однако рассказом о судьбе людей, насильственно лишенных родины, не ограничивается содержание этого интересного произведения, поставленного на Тбилисской студии старейшим грузинским кинорежиссером Д. Рондели по мотивам одноименной повести Уиараго (К. Татаришвили). «Мамлюк» — широкое историческое полотно. Перед нами ряд впечатляющих и достоверно воссозданных событий той эпохи.

Правда, картины жизни крестьянства и мелкопоместных князьков в Грузии XVIII века и сцены восстания на невольничьем корабле наименее удались постановщику: при всей их познавательной ценности они растянуты, лишены четкого драматического ритма. Но этот просчет компенсируется многими удачами Выразительно поставлены сцены невольничьего рынка в Стамбуле, Особенно любопытны эпизоды в Египте.

Они предельно достоверны. Здесь наиболее ярко проявляется кинематографическое мастерство постановщика. Прекрасно показана джигитовка мамлюков. Большой интерес вызывают центральные сцены, воспроизводящие известную историческую «битву у пирамид», где встретились наполеоновская армия и мамлюки Алибея.

Широко используя возможности комбинированных съемок и других выразительных средств кино, режиссер воссоздает на экране одно из крупнейших сражений конца XVIII века. Эти батальные сцены разработаны в лучших традициях нашего киноискусства. Мастерский монтаж позволяет отчетливо наблюдать все перипетии битвы. Эпизоды, которые показывают большие массы воинов двух армий, столкнувшихся в жарком бою, чередуются с кадрами, в которых запечатлены герои фильма — участники сражения.

Эти яркие, динамичные, кадры полны драматизма. К достоинствам фильма следует отнести и удачный выбор актеров. Это прежде всего относится к О. Коберидзе (мамлюк Махмуд) и Т. Сакварелмдзе (Наполеон). Достоверность исторического фильма требовала полного портретного сходства исполнителя с Наполеоном. Актер Т. Сакварелидзе не только внешне очень похож на будущего императора Франции — ему удается воссоздать и внутренний облик «короткого паши», как называли Бонапарта египтяне.

Скупыми, но выразительными мазками рисует Акакий Хорава образ правителя Египта Алибея, в прошлом также мамлюка. Эффектно исполняет Л. Элиава роль юной невольницы Зейнаб, Как всегда, правдивы и драматичны В. Анджапаридзе в роли грузинской княгини Родам и Д. Церодзе, играющая роль Мзехи — матери Хвичи. Успеху фильма во многом содействовало мастерство главного оператора Л. Сухова и главного художника Р. Мирзашвили. Выразительны музыка композитора А. Баланчивадзе и текст песен поэта П. Грузинского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *